Пандемия коронавируса может привести к глобальному переделу в авиаотрасли. Так, крупнейший европейский холдинг - группа авиакомпаний, объединённых брендом Lufthansa, заявил, что рассматривает возможность банкротства. Европейским туристам это сулит очень мрачные перспективы – а именно отсутствие возврата денег за ранее купленные авиабилеты на сумму в 1.8 миллиардов €. При этом вероятны масштабные увольнения и закрытие дочерних компаний - а в Lufthansa входят такие крупные авиакомпании Европы как Swiss Airlines и Austrian Airlines, а также немецкий лоукостер Germanwings. Также компания является членом-соучредителем Star Alliance, самого старого и крупного в мире авиационного альянса, созданного в 1997 году.
Отметим, что наблюдательный совет Lufthansa ранее запрашивал государственную помощь, хотя с 1994 года перевозчик перешёл в частные руки. Но власти озвучили следующее требование: в обмен на 9.8 млрд € немецкий авиаконцерн должен отдать властям 20% акций, а также уступить конкурентам права на некоторые рейсы. В итоге представители Lufthansa (а авиакомпанией в основном владеют банкстеры типа Deutsche Postbank, Deutsche Bank) от этой сделки отказались. В итоге, как отмечают немецкие эксперты, сейчас складывается ситуация, при которой у банкротства появляются явные преимущества перед государственной помощью.
У перевозчика есть некоторые собственные финансовые резервы, но явно недостаточные в сложившейся коронавирусной ситуации. Так, на данный момент на каждый час простоя Lufthansa теряет около 1 млн €, это означает, что резервы на сумму €4 млрд она израсходует уже осенью. Однако, по прогнозам экспертов банкротство при сохранении контроля над собственными активами станет возможным не раньше 2021 года.
Проблема возможного банкротства касается не только одной данной авиакомпании. «За океаном» генеральный директор American Airlines Даг Паркер пока заявил, что исключает возможность банкротства, поскольку COVID-19 - это кризис, отличный от кризисов 1990-х и 2000-х годов, когда авиакомпания уже пыталась подать на банкротство. Однако их долги, которые выше, чем у Delta AirLines или United Airlines - вызывали у экспертов опасения еще до появления коронавируса. Другими словами, публичное отрицание возможности банкротства на фоне огромных долгов и закрытых рейсов - крайне тревожный «звоночек».
Если перенестись из Америки в Азию, то там банкротства крупнейших авиакомпаний уже начались официально. Так, ещё 19 мая Кабинет министров Таиланда постановил, что стеснённая в средствах национальная авиакомпания Thai Airways International (THAI) подаст заявление о банкротстве в Центральный суд Бангкока.